Главная » Статьи » Статьи моих друзей

История возникновения гонок
Стритрейсинг (street racing — так на Западе называют скоростные автогонки по ночным улицам) возник в США еще в начале XX века. В Россию эта мода пришла лет пять назад — говорят, первые гонки состоялись в 1997 году. Культурологи причисляют их к издержкам урбанизации, сотрудники ГАИ считают правонарушением.

«Это чистый адреналин, бьющий в кровь на скорости при зашкаливающем спидометре, на показатели которого ты даже не смотришь. 402 метра или четверть мили, которые надо преодолеть за 10 секунд. Полная отрешенность от мира и влажные руки, вцепившиеся в руль дорогого авто — так начинается гонка. Гонка для настоящих мужчин и красивых женщин, которым не хватает места на городских шоссе, где скорость ограничивается перемигиванием многочисленных светофоров и бессовестными приставаниями сотрудников ГАИ.

Человек, сидящий в машине с надписью «Street racing» уже заведомо виноват в том, что является ее владельцем и гонщиком в одном лице. Даже если он медленно крадется по улицам столицы, соблюдая все правила дорожного движения, его все равно остановят, нахально улыбаясь и размахивая черно-белым жезлом правосудия. Утомительно мучительное хождение по всевозможным инстанциям с просьбой официально разрешить уличные гонки в безопасном для простых смертных месте с соблюдением всех правил, оказались безрезультатными.

В Москве стритрейсингом занимается около сотни любителей экстрима — статистика, естественно, неофициальная и потому весьма приблизительная. Но примерно столько гонщиков насчитывается в числе постоянных участников заездов — это, главным образом, владельцы дорогих иномарок. Гонки делятся на две категории: парные заезды на 1/4 мили (402 метра) и групповые гонки по улицам столицы от одного пункта до другого. В первом виде машины делятся на четыре класса в зависимости от объема двигателя, наличия турбин и электронных систем управления двигателем.

Поскольку стритрейсингом занимаются отнюдь не маргиналы, а люди весьма состоятельные, правила состязаний весьма жесткие. К участию в гонках допускаются только владельцы машин. Наличие водительского удостоверения обязательно. Машина должна быть технически исправной и укомплектованной в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Понятно, что ночные уличные гонки — занятие очень рискованное не только для их участников. Говорят, что пока дело ограничивалось лишь разбитыми машинами участников, которых это не очень-то и огорчало. Люди не бедные, могут себе позволить. Но где гарантия, что в аварии не пострадают люди, которые экстримом не увлекаются, а просто едут или идут по своим делам? Поэтому ГАИ и милиция смотрят на это развлечение косо. Но ничего не могут поделать — штраф за превышение скорости смехотворный, а что еще инкриминируешь участникам гонок?

Однако надо отдать им должное — большинство экстремалов считают, что из подполья пора выходить. При поддержке Комитета по делам семьи и молодежи правительства Москвы Лига уличных гонок (есть и такая) заключила договор с управой Хорошевского района об аренде взлетно-посадочной полосы на Ходынском поле. Однако потом под давлением жильцов окрестных домов мэрия запретила гонки на Ходынке — людям не давал спать шум.

Вообще же легализация подобных гонок сопряжена с массой организационных проблем. Ведь просто патрульной машиной сопровождения на них не обойдешься, нужно перекрывать движение по всей трассе, что и хлопотно, и дорого. Вряд ли московское правительство пойдет на это ради того, чтобы повысить уровень адреналина у сотни экстремалов.

DRAG & RACE. стритрейсинг. История болезни В далеком будущем историкам придется ломать голову, выясняя: Dragrace и Streetrace одно и то же или абсолютно разные понятия? И как получилось, что на рубеже ХХ – ХХI веков эпидемия этого непонятно чего охватила весь мир?

Как звать-величать?

С терминологией беда: одни говорят "drag", другие "street", третьи так и этак, вместо "race" добавляя "racing". После консультаций с компетентными лицами и бесконечного изучения вопроса во Всемирной Паутине ничего, кроме "каши", в голове не "сварилось".

Попробуем самостоятельно развести понятия Dragrace и Streetrace следующим образом. Первое означает легализованные многоэтапные гонки на классической дистанции "четверть мили" (либо 1/8 или 1/2), проходящие под контролем автоспортивных организаций. Второе занятие нелегальное (за редким исключением), энтузиасты которого гоняются на относительно тихих городских/пригородных улицах.

Разделение весьма условно "легитимности" у него не больше, чем скромности у ржавого "зубила" с "задранной" кормой, обклеенного стикерами "streetrace-tuning-rally-super-sport".

Корни "заразы"

Рассматриваемое явление со многими названиями зародилось в Соединенных Штатах. Во второй половине 40-х годов прошлого века там спонтанно возникло новое увлечение гонки на автомобилях с места по прямой. Сценарий состязания, скорее всего, сложился из особенностей национального характера, умноженных на специфику местного автомобилестроения.

Из деталей менталитета нас здесь интересует прежде всего лень: много крутить "баранку" среднестатистического, хоть и азартного американца просто так не заставишь. То ли дело нажал на педаль газа вовремя, да знай скорости переключай (если, конечно, автомобиль не с АКП), пока разгоняешься по прямой. С другой стороны, все, кто хоть раз ездил на "классике" из Нового Света, знают, что управляемость, мягко говоря, не ее конек. Американскому обывателю подавай комфорт, а на лимузине бесполезно пытаться показать что-либо в духе ралли или "кольца".

Цена топлива в США была в 40-х годах такой, что потребителя мало заботило, сколько бензина пожирает мотор. Потому автопроизводители наперегонки строили технику, оснащенную двигателями с большим литражом, обеспечивающими высокий крутящий момент. А это для "покатушек" на ускорение один из самых главных параметров.

Классическая дистанция "четверть мили" появилась много позже. Вначале (как, впрочем, и сейчас) гонялись на любом удобном отрезке дороги подальше от глаз полицейских. Затем инициативные люди решили как-то упорядочить стихийное занятие и высчитали, что оптимальным для развития хорошей скорости, зрелищности и т.д. является расстояние, равное четвертой части мили.

В 1948 году произошло событие огромной важности: в штате Калифорния открылась первая специальная трасса для Dragrace. Начался стремительный рост популярности этого вида спорта, приведший к тому, что в Америке возникла уникальная культура построения "горячих" автомобилей "хот родов". Такие монстры, предназначенные исключительно для гонок на четверть мили, заслуживают отдельного рассказа.

Постепенно из "дворовых гонок" выросла целая индустрия. Сегодня в Dragrace существует множество классов. Разделение происходит по типу кузова, объему двигателя и даже виду используемого топлива. Зачастую в рамках соревнований (или отдельно) проводятся аналогичные заезды на мотоциклах.

Во многих странах созданы федерации Dragrace, устраивающие регулярные чемпионаты. В прошлом году такая организация появилась и у нас в России.

Так у них Американские Dragrace целое событие, собирающее многотысячную аудиторию фанатов. Со зрелищностью здесь все в порядке. Трибуны расположены на всем протяжении трассы. Самые дорогие места, как положено, в зонах старта и финиша. Пока в парках идут последние подготовительные работы с техникой, зрители, выпивая и закусывая, наслаждаются шоу, предваряющим соревновательную часть. Перед заездами командам дается время на прогрев резины. Это тоже часть "культурной программы" смотреть, как, разрывая воздух чудовищным ревом, машины полируют асфальт огромными задними колесами. Грохот агрегатов, визг резины, огонь из выхлопных труб, густой белый дым из-под колес чем не светопреставление!

Затем автомобили выдвигаются к линии старта, где их ожидает светофор точно такой же, как на дорогах. Красный, желтый, зеленый поехали! Трибуны, замершие в ожидании, взрываются криками и аплодисментами, но никто не слышит друг друга гоночные моторы трудятся на все потраченные на их постройку деньги.

Часто результат заезда становится понятен уже на первых десятках метров, поскольку многое зависит от выигранного старта. Болельщики торжествуют и скандируют название команды и имя пилота. Но вот дружный вздох разочарования: машина потеряла управляемость, взлетела и размазалась по отбойнику в нескольких футах от трибун. После того как ее "соскребли" с асфальта, на старт выходит следующая пара.

Так выглядит обычный этап соревнований по дрэгрейсингу, регулярно проводящихся в США и многих странах Европы.

По-нашему

Поздний вечер или ночь. Площадь перед зданием МГУ или один из проспектов в новостройках Петербурга. Редкие машины и еще более редкие прохожие спешат к конечной точке своего маршрута.

Вдруг откуда-то накатывает непонятный гул, и в одном месте моментально оказываются десятка полтора-два спортивных автомобилей всех мастей тут и Porsche, и разудалая "восьмерка" с красными брызговиками, но больше всего спортивных купе и седанов. Судя по слаженным действиям, все знают, зачем собрались и что нужно делать. Через несколько секунд уже готова первая пара соперников. Невесть откуда взявшийся "стартер" (человек, служащий "светофором") что-то спрашивает у обоих гонщиков, занимает место между автомобилями, поднимает руки вверх и, резко опустив их, одновременно садится на корточки. Это сигнал к старту.

Взревев моторами, машины несутся по улице. Случайный зритель может и не узнать, кто победил, чаще всего к месту старта "дуэлянты" не возвращаются. Пять-шесть заездов предел для подобных гонок: затем на сцене появляются власти в лице сотрудников ГИБДД и штрафуют всех, кто попался им в руки.

О таких состязаниях участники обычно договариваются на специальных форумах в Интернете. Забавно почитать, какие страсти кипят там накануне: некоторые в запале ставят на кон крупную сумму или даже свой автомобиль. Еще забавнее проследить, с чего все начиналось. Как правило, сыр-бор разгорается после фразы типа "Порву все “тазики” (“бомбы”, “субары”, “лансеры”) оптом!!!". Наконец, самое смешное "разбор полетов" на следующий день.

Состоявшийся не так давно "прохват" г-на Злобина (тест-пилота команды Minardi F1) происходил в точном соответствии с этим сценарием: от "Всех порву!" до (после того как самого "порвали") "Обманули! Предали!" и "Я вообще не гонялся!".

У нас такие гонки стали именоваться Streetrace и довольно быстро превратились в повальное увлечение, охватившее крупные российские города (анамнез тот же, что и в Америке). Тут же начались попытки это движение "обуздать, организовать и направить в нужное русло".

На первых порах русло направили в сторону "бескрайних рекламных полей" и стали использовать Streetrace для раскрутки тех или иных объектов. Заезды проводились цивилизованно под контролем ГАИ, на перекрытых участках городских улиц, с соблюдением мер безопасности и более или менее квалифицированным судейством. Под это дело в стране появилось и специальное оборудование светофоры, камеры, фотофиниш.

Лояльные и дикие

События, описанные выше, послужили толчком к созданию в 2002 году Российской федерации дрэгрейсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов нового вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья.

На нелегальных гонках это, впрочем, никак не отразилось. Причин несколько. Во-первых, всякое официальное соревнование подразумевает массу ограничений для участников. Во-вторых, чтобы мероприятие хоть как-то окупалось, организаторы помимо привлечения спонсоров вынуждены брать стартовые взносы, которые не всем по карману. Наконец, в нелегальных гонках многих привлекает как раз романтика противоборства с властями. Есть тут и доля снобизма: наклейка Streetrace уже определенный стиль и заявка на причастность к модному течению.

Тем не менее функционеры РФДР полны светлых надежд и уже опубликовали официальный календарь соревнований на 2003 год. Примечательно, что дрэгрейсинг включен в календарь гонок, проводимых под эгидой РФ. Согласно расписанию, с мая по сентябрь во всех крупнейших городах страны пройдут локальные чемпионаты. Потом, уже в Москве, впервые в истории будут выявлены чемпионы России по дрэгрейсингу в разных классах.

Категория: Статьи моих друзей | Добавил: DormedoNX (11.Февраля.2007) E
Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]